Как вдохнуть жизнь в процессы наставничества и адаптации.
С 2021 года в РФ начинает падать уровень безработицы, в самые проблемные категории попадают: розничная торговля, рабочий персонал, продажи и обслуживание клиента. То есть наши целевые категории для поиска линейного персонала. Как следствие, увеличивается срок закрытия вакансий и стоимость подбора персонала. В 2022 году мы понимаем, что на рынке соискателя надо искать пути для того, чтобы удерживать с трудом найденный персонал и повышать эффективность адаптации.
При внутреннем аудите выявили: - процессы наставничества и адаптации в компании детально описаны в нормативных документах с учетом требований законодательства, но исполняются формально; - программы адаптации составлены по универсальному шаблону и не содержат плана мероприятий для адаптации в конкретной должности; - охваченность наставниками новых специалистов составляла 31%; закрепляемость по компании составляла 78,17% и соответствовала нашим целевым значениям.
Несмотря на хороший уровень закрепляемости новичков, мы понимали, что не контролируем процессы наставничества и адаптации. А значит, и результат может стать неконтролируемым при внутренних или внешних изменениях.
Образ результата по проекту мы нарисовали такой: - к каждому новичку прикрепляется наставник, который является не только источником знаний по профессии, но и мудрым другом; - руководители осознанно назначают сотрудников на роль наставника, оценивая его по компетенциям и личным качествам; наставника полно информируют о его целях, задачах, содержании работы с новичком; - наставники получают признание (материальная мотивация, награждение знаками отличия, публичные статьи во внутрикорпоративных источниках); - наставник и новичок получают пошаговую программу адаптации; - новички при этом чувствуют заботу и быстрее адаптируются. Такой подход соответствует миссии HR в компании «Петрович» и принципам человекоцентричности.
В работу над проектом были вовлечены все уровни управления компанией и все подразделения. CEO и HRD лично курировали проект. Для топ-менеджмента разработали ежеквартальную систему информирования по исполнению процессов в их подразделениях. Представители среднего менеджмента принимали участие в разработке программ адаптации, обсуждении мотивации наставников. Все руководители компании проходили обучение по изменению процессов наставничества и адаптации. Линейные специалисты были вовлечены в пилотные группы по внедрению изменений.
Нашей целью было: скорректировать существующие процессы и сделать так, чтобы все люди, вовлеченные в процесс, выполняли свои обязанности осознанно и в полном объеме.
Основные изменения, внесенные в процессы: - Создание подробных кастомизированных программ адаптации для всех должностей компании. - Введение процедуры назначения наставника. - Система контроля за исполнением процессов: регулярный чекап процессов в подразделениях компании. - Введение должности супервайзера по наставничеству в строительно-торговых центрах. - Введение HR-метрик: охваченность наставниками, обученность наставников.
Перестройка процессов наставничества и адаптации идет уже 2 года. За это время: - создано 50 программ адаптации, все программы автоматизированы и выполняются на внутреннем портале дистанционного обучения; - разработана процедура назначения наставника, включающая тестирование, оценку по компетенциям и обратную связь; - разработано два базовых тренинга и один дистанционный курс по введению в роль наставников; - отобрано и обучено более 1000 наставников; актуализирована система мотивации наставников; - разработана система признания наставников: значки за одно и пять успешно выполненных наставничеств; - налажен чекап процессов и информирование подразделений об исполнении процессов.
Сейчас находимся на этапе стандартизации и перевода процессов в регулярную деятельность. Вводим показатели по охваченности наставниками новичков и обученности наставников в систему сбалансированных показателей компании. Также продолжаем работать над автоматизацией. На очереди процедура назначения наставника и автоматический сбор информации по KPI наставника.
Неожиданным бонусом стало улучшение показателей по факторам вовлеченности персонала благодаря работе по развитию наставников и полному информированию новичков о компании и предоставляемых возможностях. Так, фактор «Карьерные возможности» увеличился на 6 п. п., «Обучение и развитие» — на 5 п. п., «Управление талантами и подбор» — на 2 п. п., «Взаимодействие» — на 5 п. п.
Эффективность для бизнеса
По итогам двух лет работы: закрепляемость по компании «Петрович» выше на 12,1 п. п. по сравнению с ретейлом (по данным «АМТ Консалт», отчет 2024 года), улучшили вовлеченность персонала по четырем факторам.
Отрасль: Ритейл
Предназначение: Развитие, адаптация, обучение и переобучение персонала
Сайт:
Компания: Строительный торговый дом «Петрович»