Корпоративное антропологическое исследование «Племена RBI»
В 2021 г. мы обратили внимание на настораживающую динамику: в компании все чаще появлялись внутренние сообщества, которые формировались обычно по функциональной принадлежности. Мы увидели, что эти сообщества имеют собственную самоидентификацию, нередко противопоставляют себя другим. Это явно не то, что помогает кросс-функциональному сотрудничеству.
Для поиска решений мы организовали менеджерскую сессию «Племена RBI» на топ-80 руководящего состава компании. Участникам дали задание – написать свое мнение, какие сообщества живут в RBI. Из полученной матрицы вычленились группы, в первую очередь по функциональным подразделениям («строители», «экономисты», «маркетологи», «продавцы», «вице-президенты»).
Далее каждое образовавшееся «племя» рассказывало, что оно про себя думает, «каким богам молится», «какими тропами ходит на водопой», какие имеет «артефакты» и «ритуалы». Племена представили себя в стилизованной игровой форме: с бубнами и танцами.
Но когда мы попросили, чтобы одно племя рассказало про другое, все оказалось уже не так весело: те, про кого рассказывали, нередко удивлялись услышанному. А когда затеяли анонимное онлайн-голосование с просьбой дать обратную связь, – тут уже посыпалось много откровений от одних племен другим, в том числе не очень приятных. Стало понятно, что уровень напряжения во взаимодействии племен достаточно высок, как их различия в их мировосприятии и восприятии друг друга. Племенам поставили задачу осмыслить полученную обратную связь, сформулировать, что из нее они принимают, какие конкретные вещи постараются делать иначе.
Но на следующий день мы устроили разговор о том, что же нас все-таки объединяет и делает командой. В результате получился перечень из 30 возможных пунктов, а выбрать общее для всех помогло общее голосование, в результате которого легко составился топ-3 объединяющих нас пунктов: 1) основатель и глава компании Эдуард Тиктинский, лояльность и уважение к которому внутри команды очень велики; 2) слоган «RBI больше, чем работа» – как мысль, с которой легко согласились все участники сессии; 3) и наконец, «гордость за компанию».
По итогу сессии команда руководителей, с одной стороны, глубоко прочувствовала разность «племен RBI», с другой стороны, – поняли, что с этой данностью точно можно жить и нужно с ней работать. Результаты забрали с собой, стали делать кросс-функциональные сессии, совместные выезды – чтобы люди вместе говорили, готовили, творили. Стали стараться создавать еще больше возможностей для глубокого знакомства на уровне «человек-человек». Это сработало, и сегодня коннотация «племен» ощущается в компании уже меньше. Интересный кейс по итогам: подразделения «маркетологов» (разработка продукта) и «строителей» (дирекция по строительству) даже демонтировали стену между своими кабинетами оупен-спейсами (и метафорически, и физически), чтобы более эффективно взаимодействовать в одном большом образовавшемся оупен-спейсе.
Эффективность для бизнеса
Проведенное исследование подсказало нам ряд конструктивных шагов, благодаря которым сегодня коннотация «племен» ощущается в компании уже меньше, чем раньше.
Отрасль: Строительство
Предназначение: Работа с отдельными группами
Сайт: https://www.rbi.ru/about/
Компания: Группа RBI